Страницы

пятница, 5 января 2018 г.

Браки с еретиками в свете Предания Православной Церкви Отклик на решение Архиерейского собора 2017г. (из писем в редакцию «Православный Апологет»)


Древние церковные каноны (Трул. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками. При церковных браках с еретиками нарушаются канонические запреты на молитву с ними.

Однако существует мнение, что допускаются браки между православным и католиком, между православным и протестантом, в нарушение канонов Церкви. В связи с этим хочется рассмотреть этот вопрос в свете Предания Церкви:

1. Первое правило Шестого Вселенского Собора повелевает предавать анафеме, тех кто отменяет каноны Церкви:

«Аще же кто либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия христианскаго, яко чуждый, да будет исключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, ниже прибавляти что либо, ниже убавляти, и не могли никоим образом.»

Об этом правиле священноисповедник Никодим Милаш, пишет, что

«Сила … этого правила, заключаются в том, во-первых, что исповедание догматов основывается на общей, единомысленной вере всех, в церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, по своему богопросвещенному уму, по чистому познанию истины, твердости в ее сохранении и святости жизни; во-вторых, что основание и ограждение православного исповедания составляет непрерывное от самих апостолов предание, так как и самые писания и определения св. отцов (догматы) признаны церковью «богопреданными», как завет (παρακαταθήκη в 1Тим. 6:20; 2Тим. 1:14)».

Таким образом отвергающий правила Вселенских соборов отвергает Предание Православной Церкви.

2. Также существует множество свидетельств в святоотеческих творениях о том, что паписты и протестанты — враждебны Богу и Церкви. Какой может быть союз у света с тьмой?

3. Святитель Митрофан Воронежский заповедует с еретиками даже не общаться и не есть вместе:

«Еще завещаю всякому чину своей епархии: православным христианам с еретиками и иноверцами, с католиками и лютеранами, кальвинистами … в общение и содружество не входить, но как от врагов Божиих и ругателей церковных от тех удалятися, совсем с иноверцами содружества не иметь … и обычаев их иностранных по традициям еретическим на соблазн христианам от них не слушать и это им запрещать накрепко. … ведь и святой апостол Павел заповедал и от братий по общей христианской вере, пьянствующих и бесчинствующих, отлучаться и не примешиваться к ним, – насколько больше подобает всячески отлучаться от тех еретиков, развратников и хулителей святой нашей веры! Еретики, такие как лютеране, кальвинисты и католики, не советуют и не говорят церковной правды, но то, что человеческое, новообретенное и чуждое истинного благочестия. Апостол пишет: «Но я писал вам, братие, не сообщаться с тем, кто, называясь братом (иноверец же больше того), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор 5, 11), а в иноверцах все эти страсти господствуют, но многие верные люди и честные с ними ядят, не стыдясь, и не боятся греха. Уклоняющиеся от этой заповеди и презирающие завещания Святой Церкви и творящие сами себе закон по гордыне как избежат клятвы, псалмопевцем всегда возвещаемой? Прокляти все уклоняющиися от заповедий Твоих (Пс 118, 21), чего всех христиан избави Боже! И в другом месте говорит: извергните развращенного из среды вас (1 Кор 5, 13). Так явственно Сам Бог завещал, как с иноверными, еретиками и злобными водиться и общаться кому и какую дружбу подобает иметь с ними и пребывать в угождении Богу, когда все люди стоят в истине, о добрых делах прилежат и содержат благие и постоянные нравы.»

Источник: «Духовное завещание святого Митрофана, епископа Воронежского»